Как известно, большинство регионов Российской Федерации получают дотации из государственного бюджета. Донорами являются сырьевые, промышленно развитые регионы и отдельно – два столичных города. Большинство крупнейших компаний, естественные монополии, половина банков, громадная часть российских миллиардеров образуют налоговый потенциал Москвы, в результате она в 2005 г. собрала 17,3% всех налоговых поступлений федерального бюджета. Сопоставим с Москвой по налоговому потенциалу лишь Ханты-Мансийский автономный округ (29,7% всех налогов РФ, львиная доля от реализации энергетических ресурсов). Можно лишь констатировать, что значительная налоговая дифференциация ведет к дальнейшему расслоению территорий страны, увеличивает разрыв в уровне жизни между богатыми и отсталыми, депрессивными субъектами РФ.
Есть интересные примеры, к каким последствиям в жизни регионов может привести изменение места уплаты налогов. Когда самый богатый человек России Р. Абрамович заплатил свой подоходный налог по месту своей губернаторской работы в Чукотском автономном округе (ЧАО), то доходы окружного бюджета выросли в четыре раза. 26% жителей округа называют Р. Абрамовича свом губернатором, а 25% – богом. Теперь ЧАО не относится по многим критериям к отсталым и депрессивным территориям. Другой пример: в 2005 г. фирма «Сибнефть» была продана государственному предприятию концерна «Газпром», поэтому должна быть перерегистрирована в Санкт-Петербурге. Простое изменение местонахождения руководства компании приведет к тому, что Омская область лишится до 14 млрд руб. собственных доходов. После этого возникает вопрос: следует ли развивать крупное рентабельное производство в своей области (крае), когда регистрационная операция может лишить региональный бюджет громадной части доходов?
В 2005 г. в консолидированном бюджете страны 34% доходов предназначалось регионам, 66% – Центру. Это подтверждает тезис, что в стране идет дальнейшая централизация власти, которая заинтересована в том, чтобы субъекты РФ как можно больше зависели от правительства, а финансирование наделяемых Государственной Думой РФ управленческих функций территорий, органов местного самоуправления все больше зависело от распоряжений и приказов федеральных структур. Для депрессивных и отсталых территорий, у которых дотации достигают до 80% доходов бюджета, бесполезно говорить об оптимальном построении бюджетных расходов. Если государство заинтересовано в количественном уменьшении депрессивных субъектов, то необходимо создавать льготные инвестиционные и налоговые условия для целых регионов, но на современном этапе развития страны основное внимание уделяется единому экономическому пространству с Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
Некоторые регионы выступают сейчас за то, чтобы рентные платежи оставались в бюджетах субъектов РФ, где добываются природные ресурсы. Такие финансовые изменения Алтаю невыгодны. Сейчас все российские рентные сборы уходят в Москву, а потом перераспределяется между отсталыми и депрессивными регионами, и это для экономики Алтая очень полезно, так как в крае нет значительных рентных платежей. Фактически централизация власти для депрессивных регионов благоприятна, и пока субъект Федерации не в состоянии сам заработать существенные объемы доходов, он должен всячески поддерживать концентрацию налогов в федеральном бюджете.
При формировании бюджета территории следует исходить из необходимости получения населением минимальных стандартов уровня жизни. Соответственно, для депрессивных регионов должны быть созданы особые условия в налогообложении, если минимальные стандарты уровня жизни не обеспечиваются общими принципами формирования бюджета территории-донора и территории-реципиента. Надо добиваться, чтобы в депрессивных субъектах РФ большая доля федеральных налогов оставалась в распоряжении их администраций. Поскольку значительные экономические диспропорции, существующие между регионами, следует уменьшать, нужно чтобы соответствующие льготные условия для депрессивных территорий предоставлялись на определенное время, к примеру, хотя бы на пять лет.
Поступательное развитие городов и сел в значительной степени зависит от деятельности исполнительной власти региона. Основные расходы в энергетике, коммунальном хозяйстве, транспорте, строительстве муниципального жилья, рыночной инфраструктуре в состоянии обеспечить только продуманное взаимодействие властей и бизнеса. Институциональное реформирование материальной базы экономики в середине 2000-х гг. еще не закончено. На Алтае необходимо выполнять расчеты по оптимизации краевого имущества, и они должны быть сделаны с учетом того, что в некоторых городах, например в Рубцовске, теплоснабжение до 2006 г. осуществлялось с ТЭЦ тракторного завода, несшего по этой причине несвойственные ему и неподъемные расходы. Коммунальное хозяйство в большинстве городов и сел раздроблено по организациям. Это затрудняет разработку и реализацию реальных мер по стабилизации указанных выше сфер, а только при условии нормального функционирования данной отрасли возможен переход к стабильному экономическому росту.
С 2006 г. в Российской Федерации предполагается усилить роль бюджета в инвестиционном процессе. Средства государственного Инвестиционного фонда будут направляться на реализацию инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, на условиях государственно-частного партнерства. Таким образом, будут предоставляться государственные гарантии, прежде всего кредитным организациям, а из бюджета будут выделяться деньги. Из этого фонда будут финансироваться прежде всего крупные проекты со сроками реализации не более 5 лет и стоимостью не менее 5 млрд руб. Диапазон доходности от проектов установлен в пределах от 4 до 11%. Проекты будут отбираться на основе качественных и количественных критериев. Основные качественные критерии: наличие потенциального частного инвестора и обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки, а количественные критерии отбора – финансовая, бюджетная и экономическая эффективность. В середине 2006 г. в Алтайском крае, к сожалению, нет ни одного проекта, который полностью удовлетворял бы таким требованиям.